Режим работы

Режим работы библиотеки (с указанием выходных дней и обеденных перерывов)

  1. для читателей: с 9 до 17 часов, перерыв на обед с 13 до 14 часов, вых. день - воскресенье

  2. для администрации и внутренних отделов:с 9 до 17часов ,перерыв с 13 до 14 часов. Выходные - суббота, воскресенье

  3. детская библиотека выходной день – воскресенье, понедельник

контакты

Вы можете позвонить нам по телефону:

Лесная ЦБС, ДИЦ -  8 (48 271) 2-11-98

Детская библиотека - 8 (48271) 2-14-54

или написать     на электронную почту            Lesnoekniga@yandex.ru

сообщение в нашу группу В КОНТАТКЕ "Лесная центральная библиотека"                https://vk.com/club179992855

Почтовый адрес:                171890,Тверская обл., Лесной р-н, с.Лесное, ул.Речная,23

Жизнь и творчество Ги де Мопассана

В 1850 году 5 августа в замке Миромениль (близ Трувиля-сюр-Арк)  родился французский писатель  Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан.

       Он происходил из обедневшего дворянского рода, переселившегося из Лотарингии в Нормандию в XVIII веке. Дед писателя, Жюль де Мопассан, умерший в 1875 году, владел поместьем в Невиль-Шан-д'Уазель, но, не умея вести сельское хозяйство, продал свое имение и впоследствии совершенно разорился. Отец писателя, Гюстав де Мопассан (1821 - 1899), женившийся в 1846 году на своей подруге детства - Лоре Ле Пуатвен (1821 - 1903), происходившей из старинной и культурной нормандской буржуазной семьи, служил биржевым маклером. Он любил искусство, писал акварели, водил дружбу с художниками. У него была репутация изысканного дворянина, щеголя и мота. Его легкомысленный нрав мало соответствовал характеру жены, сосредоточенной и вдумчивой. После рождения второго сына, Эрве (1856 - 1889), родители Мопассана разошлись, и мать поселилась с обоими сыновьями в приморском городе Этрета на принадлежавшей ей вилле Верги.

       Детские годы Мопассана прошли в Нормандии. Пользуясь полной свободой, он бегал по полям и лесам, лазал по прибрежным утесам, ходил с рыбаками в море, научился ловить рыбу и управлять парусами, знал все местные достопримечательности и обычаи, овладел нормандским наречием. Уже тогда он хорошо ознакомился с мелкопоместным бытом и жизнью фермеров, крестьян, рыбаков, матросов.

       Учился Мопассан в духовной семинарии в городке Ивето. Учиться туда его отправила мать, когда мальчику исполнилось тринадцать лет. Юному Ги оказалась не по нраву суровая  дисциплина. Он не раз убегал домой, всячески бунтовал, озорничал. В конце концов, его исключили, предлогом к чему послужило его шутливое послание в стихах «Давно от мира отрешенный», в котором юный поэт объявлял своей кузине, выходившей замуж, что он вовсе не намерен отречься от всех радостей жизни в семинарской «прижизненной могиле».

       В 1866 году Лора де Мопассан определила сына в руанский лицей. Это было тоже закрытое учебное заведение, но здесь он все же пользовался большей свободой и никто не преследовал его за писание стихов.  Литературные интересы пробудились у Мопассана на школьной скамье. Одним из учителей в лицее был друг Флобера, поэт-парнасец Луи Буйе, поощрявший стихотворные опыты юноши.

       В июне 1869 года Мопассан окончил руанский лицей и получил  бакалавра. В 1870 он поступил на юридический факультет в городе Канне, но в связи с началом франко-прусской войны (летом 1870 года) Мопассан был призван на военную службу. Он принимал участие в походах, находился в осажденном Париже, сначала в форте Венсен, а затем был переведен в Главное интендантство.

      После войны служил чиновником Морского министерства (1872 года до ноября 1878 года).

       Службу в Морском министерстве Мопассан возненавидел и называл ее своей «тюрьмой».       «Воскресные прогулки парижского буржуа», «В лоне семьи», «Наследство» и ряд других новелл полны безрадостных впечатлений Мопассана о службе в Морском министерстве. Писатель воссоздал здесь мирок пошлых чинуш, мелких интриганов, карьериствующих подхалимов и пролаз, изводящих насмешками какого-нибудь забитого писца, но трепещущих перед начальством - перед карикатурным громовержцем вроде г-на де Торшбефа.

       В декабре 1878 года Мопассану удалось перевестись в министерство народного образования, до конца 1880 года, исхлопотав себе после успеха «Пышки» полугодичный отпуск по болезни.

       В 70-х годах все свое внеслужебное время Мопассан посвящал двум страстям - гребному спорту и литературе. В летнее время он жил в предместье Парижа и вставал с зарею, чтобы покататься по Сене; в десять утра - он на службе, вечером - опять на реке.

      Поэзия реки, ночные туманы Сены, ее тенистые зеленые берега, гонки, рыбная ловля, любовные похождения и весь бесшабашный быт гребцов - все это широко отразилось в новеллистике Мопассана. Еще в 70-х годах он мечтал создать цикл новелл «Лодочные рассказы». Сюжеты этого цикла, возможно, переработаны затем в его новеллах «На реке», «Подруга Поля», «Поездка за город», «Иветта», «Са-Ира», «Мушка» и других.

      Мопассан упорно овладевал литературным мастерством под руководством Флобера – взыскательного наставника. Флобер оказал определяющее воздействие на формирование таланта и эстетических взглядов Ги де Мопассана.  Писатель посвятил Флоберу свою первую книгу «Стихотворения» (“Des vers”, 1880) и сохранил до конца жизни глубокое уважение к его памяти. Флобер требовал от своего ученика регулярной ежедневной творческой работы, которой все прочее должно быть принесено в жертву: «От пяти часов вечера и до десяти утра все ваше время должно быть посвящено музе... Для художника существует только один принцип - жертвовать всем для искусства». Советы Флобера не прошли даром: литературная работа Мопассана в 70-х годах отличалась большой интенсивностью. «В течение семи лет, - вспоминает он, - я писал стихи, писал повести, писал новеллы, написал даже отвратительную драму». В эти годы накоплялся и его громадный запас новеллистических сюжетов.

       Флобер долгое время запрещал Мопассану печататься, находя это преждевременным и не желая «делать из него неудачника». Печататься Мопассан начал во второй половине 70-х гг., опубликовав под псевдонимом Жозефа Прюнье  несколько очерков и статей в газетах и журналах. В марте 1876 года, с благословения учителя, в журнале «Литературная республика» появилась первая поэма Мопассана «На берегу», под псевдонимом Ги де Вальмон. Под тем же псевдонимом Мопассан 22 октября 1876 года поместил в «Литературной республике» свою первую статью - очерк о творчестве Флобера.

      У Флобера Мопассан встретился с писателями и критиками – Э.Золя, А. Доде, Э. Гонкуром, И Тэном и др., а также  с И.С. Тургеневым, который познакомил его с русской литературой. Влияние Тургенева и дружба с ним стали важным фактором развития Мопассана, посвятившего русскому писателю первый сборник своих новелл «Заведение Телье»(1881) и написавшего о нем две статьи: «Изобритатель слова «нигилизм» (1880) и «Иван Тургенев» (1883). В 1881 - 1883 годах Мопассан особенно тесно сближается с Тургеневым, дает ему на просмотр свои новые произведения, состоит с ним вместе членом комитета по сооружению памятника Флоберу, навещает его, больного, в последние недели жизни.

       Сотрудничество в «Литературной республике» дало возможность Мопассану познакомиться с группой молодых писателей - Леоном Энником, Ж. К. Гюисмансом, Анри Сеаром, Полем Алексисом, Октавом Мирбо. Сближение с Золя и молодыми писателями-натуралистами привело к участию в сборнике рассказов «Меданские вечера»(1880); напечатанная здесь новелла «Пышка» явилась убедительным свидетельством зрелого мастерства Мопассана.  Шумный успех «Пышки» сопровождался приглашением Мопассана к сотрудничеству в газете «Голуа», где вскоре появился цикл его новелл-очерков «Воскресные прогулки парижского буржуа».
  С 1880 года развернулась почти беспримерно продуктивная деятельность Мопассана. В течение 11 лет он опубликовал шесть романов, больше 10 сборников новелл и несколько книг путевых очерков.

     Регулярный труд, завещанный Флобером, стал в 80-х годах первейшим условием творчества Мопассана. Работая каждое утро с семи до двенадцати часов, Мопассан успевал в среднем написать шесть страниц, а по вечерам записывал свои дневные впечатления. Напряженной работой Мопассан доводил себя до хронического переутомления. Долгое время писатель давал себе единственный ежегодный отдых - участие в охотничьем сезоне, открывавшемся в сентябре. Он снова попадал в Нормандию, к своей многочисленной родне и знакомым. Впечатления от охоты отразились во многих его новеллах («Любовь», «Ржавчина», «Петух пропел», «Вальдшнеп» и др.).

       Биографы высчитали, что за 1885 год Мопассан написал 1 500 печатных страниц. Этого не удавалось достигнуть ни Бальзаку, ни Диккенсу, ни даже Дюма-отцу. Но тут сосчитаны только страницы художественной прозы и не приняты во внимание те «хроники» - очерки и фельетоны, - которые Мопассан еженедельно печатал в газетах.

       Напряженная творческая работа первого пятилетия 80-х годов сильно расшатала здоровье Мопассана. Из-за плохой наследственности он жаловался уже в 70-х годах на недомогания, связанные, в частности, с болезнью глаз. Во второй половине 80-х годов, на почве постоянного и все возрастающего переутомления, здоровье писателя резко ухудшилось: он страдает постоянными головными болями, а болезнь глаз все прогрессирует.

       В ноябре 1889 года умер брат Мопассана, Эрве, сошедший с ума; эта смерть подавляюще подействовала на писателя. По-видимому, именно со времени сумасшествия брата им овладевает предчувствие такого же конца, и он с отчаянием убеждается в невозможности улучшить состояние своего здоровья.

       В течение двух последних лет сознательной жизни Мопассан мучительно переживает утрату прежней работоспособности. Романы «Сильна как смерть» и особенно «Наше сердце» дались ему с величайшим трудом. 

В 1891 году его творческая деятельность совершенно угасла. Писательский труд трагически оборвался вследствие психической болезни. 

7 января 1892 года Мопассан был привезен в Париж. Его поместили в психиатрическую лечебницу. Первое время надежда на его выздоровление не покидала близких.  Многие друзья навещали больного, но он был в бреду и не приходил в сознание. Смерть наступила  6 июля 1893 года. Мопассан погребен в Париже, на кладбище Монпарнас.

 

 

 

Источники:

1. Краткая литературная энциклопедия, с. 958-962.

2. http://mopassan.krossw.ru/html/bio.html

3. Картинки из интернета